Лазурит Лазурит

Лазурит
Лазурит
Лазурит
Лазурит
Лазурит

Химическая формула: Na6Ca2(AlSiO4)6(SO4,S,Cl)2
Твердость по Моосу: 5,5
Сингония: кубическая
Показатель преломления: 1,502—1,522
Двойное лучепреломление: изотропный, не обладает двупреломлением
Плотность: 2,38—2,42

     Лазурит — непрозрачный темно-синий минерал с вкраплениями золотистого пирита, создающего впечатление звезд на синем небе. Яркий и сверкающий на солнечном свету лазурит становится темным и мрачным при свечах и электрическом освещении. В ярко-синей его разновидности содержание серы достигает 0,7%. Горная порода, содержащая, кроме лазурита, кальцит, пирит и другие минералы, носит название ляпис-лазурь. Лазурит — довольно мягкий и хрупкий минерал, легко обрабатывается и полируется.
     Лазуритовые копи в Бадахшане — ближайшей к границе с Туркменистаном области Афганистана — уже за 7000 лет до н.э. были единственными в мире поставщиками минерала. В этих копях откалывали огромные глыбы мрамора с включенными в него скоплениями кристаллов лазурита. Приближение к лазуритовым копям в прошлые века каралось смертной казнью, а сами горняки были прикованы к стенам шахт цепями. Лазурит считался священным камнем, и владеть им имел право только сам эмир.
     Лазурит находят только очень высоко в горах. В 1930 г. он был найден в горах Памира на высоте 5000 м, в районе горного потока Ляджуар-Дары («реки лазурита»).
     Наиболее богаты лазуритом Афганистан, СНГ и Чили, хотя небольшие месторождения известны в США, Канаде, Африке, Индии, Бирме, Корее.

     Две грандиозные (пятиметровые) центральные колонны иконостаса Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге выполнены в 1854 г. из бадахшанского лазурита, купленного еще Екатериной II по цене фунт серебра за фунт камня. В Китае из лазурита изготавливали шарики для головных уборов мандаринов как эмблемы их власти. Статуя египетского фараона Тугмоса III была покрыта лазуритом и золотом: в Древнем Египте лазурит называли «камнем неба».
     В начале XIX в. растертый лазурит использовался в качестве пигмента ультрамарина. Ультрамарин был драгоценной краской, он не выгорал на солнце и не боялся сырости и огня. Краска считалась незаменимой в живописи и окраске дорогих одежд. Ее использовали Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти.